Воскресенье, 05.05.2024, 23:08
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Нововосточный детский сад "Светлячок"

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Основная образовательная программа МБДОУ

    КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБДОУ «Нововосточный детский сад «Светлячок»

    Возрастные и индивидуальные особенности детей.

    Основная образовательная программа МБДОУ «Нововосточный детский сад «Светлячок» охватывает возраст детей от 1 до 8 лет, в том числе, на категорию детей с ОВЗ от 5 до 8 лет. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа направлена на:

    • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

    • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

    Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС, адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в разновозрастной группе детского сада для детей с ОВЗ с 5 до 8 лет.

    Содержание Программы охватывает следующие образовательные области:

    - социально-коммуникативное развитие;

    -познавательное развитие;

    - речевое развитие;

    -художественно-эстетическое развитие;

    -физическое развитие.

    Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

    Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

    Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

    Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования направлено на овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и общение в социуме.

    Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

    Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка) и т.д.

    Виды деятельности в ДОУ для детей дошкольного возраста.

    Игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка

    Содержание Программы отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:

    - развивающая предметно-пространственная среда;

    - характер взаимодействия со взрослыми;

    - характер взаимодействия с другими детьми;

    - система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

    Образовательная программа МБДОУ «Нововосточный детский сад «Светлячок» включает следующие разделы:

    1. Целевой:

    Целевой раздел включает в себя цели и задачи Программы. Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

    – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

    – обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

    – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

    – формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

    – формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

    – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

    – обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

    Часть, формируемая участниками образовательных отношений.

    • «Занимательная математика» проводится с детьми подготовительной к школе подгруппы, составлена на основе программы Е.В.Колесниковой. Организованная образовательная деятельность «Занимательная математика» проводится по запросам родителей. С целью формирования у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития.

    • «Музыкальная капель" рассчитана для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Программа разработана на основе парциальной программы Бурениной А.А. В программе раскрывается технология, в основе которой — музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 4 до 8 лет. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого. Работа организована по запросам родителей. Курс программы рассчитан на 1 год - проведение занятий 1 раз в неделю (общий объём – 36 занятий в год).

    • Организованная образовательная деятельность по пластилинографии «Пластилиновое чудо» проводится с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Организована по запросам родителей, целью которой является: развитие творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста через пластилинографию.

    • С детьми младшего дошкольного возраста проводится организованная образовательная деятельность по театрализации «Театр – творчество и дети». Разработана на основе программы авт. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович, которая ориентирована на формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности. Работа по театрализации, организована по запросам родителей, рассчитана на 1 год - проведение занятий 1 раз в неделю (общий объём – 36 занятий в год).

    Основная образовательная Программа МБДОУ «Нововосточный детский сад «Светлячок» в соответствии со Стандартом построена на следующих принципах:

    1. Поддержка разнообразия детства.

    2. Сохранение уникальности и самоценности детства.

    3. Позитивная социализация ребенка.

    4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых – родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Учреждения) и детей.

    5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

    6. Сотрудничество Учреждения с семьей.

    7.Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами.

    8. Индивидуализация дошкольного образования.

    9. Возрастная адекватность образования.

    10. Развивающее вариативное образование.

    11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.

    12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.

    Раскрывается социальный паспорт, который включает в себя: общие сведения о коллективе детей, работников, родителей; кадровый потенциал.

    К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

    -ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

    - ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

    -ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

    -творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

    - у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

    -ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены; ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

    2. Содержательный раздел определяет общее содержание основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и раскрывает задачи:

    – формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;

    – формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе); – овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; – овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);

    – развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

    Содержание образовательной работы обеспечивает развитие первичных представлений:

    – о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях);

    – о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

    – о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира.

    Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений:

    Содержание образовательной области «Познавательное развитие» (часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений)

    Познавательное развитие предполагает развитие у детей 6 – 8 лет более высокого уровня познавательного и личностного развития, общих представлений о множестве, времени, ориентировке в пространстве. Научатся называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число, на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий. Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, использовать соответствующие определения. Делить предмет на 2-8 равных частей путем сгибания; правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей. Измерять длину, ширину, высоту линейкой, учить изображать отрезки заданной длины. Решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

    «Занимательная математика» проводится с детьми подготовительной к школе подгруппы, составлена на основе программы Е.В.Колесниковой.

    Содержание образовательной области «Речевое развитие» (часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений)

    Речевое развитие предполагает дальнейшее совершенствование речевого слуха и закрепление навыков четкой правильной, выразительной речи, развитие словаря детей младшего дошкольного возраста на основе ознакомления с народном календарем, приметы которого доступны детям, широкое использование фольклора (сказок, песенок, потешек, частушек, пословиц, поговорок и т.д.), рассматривания предметов народного искусства. Развитие связной речи детей при пересказе литературных произведений, при составлении описательных рассказов по содержанию картин, серии картин, по игрушке, из личного опыта. Развитие лексико-грамматических категорий и правильное использование их в своей речи. Организованная образовательная деятельность по театрализации «Театр – творчество и дети» разработана на основе программы авт. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович, которая ориентирована на формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности.

    Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений)

    Художественно – эстетическое развитие направлено на развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии. Дети научатся передавать простейшие образы животных, птиц, цветов, насекомых; основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание). Организованная образовательная деятельность по пластилинографии «Пластилиновое чудо» проводится с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Музыкальная деятельность направлена на развитие у детей среднего и старшего дошкольного возраста музыкальности, творческих способностей, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности; способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.

    «Музыкальная капель" рассчитана для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Программа разработана на основе парциальной программы Бурениной А.А. В программе раскрывается технология, в основе которой — музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 4 до 8 лет. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого.

    3. Организационный раздел Включает:

    – характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;

    – особенности работы в образовательных областях, разных видах деятельности;

    – особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

    – особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:

    В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

    • единый подход к процессу воспитания ребёнка;

    • открытость дошкольного учреждения для родителей;

    • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

    • уважение и доброжелательность друг к другу;

    • дифференцированный подход к каждой семье;

    • равно ответственность родителей и педагогов.

    На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:

    - с семьями воспитанников;

    - с будущими родителями.

    С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ педагогическим коллективом были созданы следующие условия:

    • Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;

    • Информационно-коммуникативными: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ;

    • Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;

    • Потребностно-стимулирующие: взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи. Система взаимодействия с родителями включает:

    • ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;

    • ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

    • участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета

    • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;

    • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.