Воскресенье, 05.05.2024, 16:17
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Нововосточный детский сад "Светлячок"

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • "Снег - снежок" познавательно-исследовательский проект, Борзенкова Елена Ивановна, воспитатель

    "Снег - снежок" - познавательно-исследовательский проект, Борзенкова Елена Ивановна, воспитатель старшей - подготовительной группы.

    Паспорт проекта

    Образовательная область: Познание

    Тип проекта: познавательно-исследовательский.

    По характеру контактов: В реализации проекта принимают участие дети старшей и подготовительной группы «Почемучки», воспитатели  группы.

    По количеству участников: групповой,  фронтальный.

    По продолжительности: краткосрочный

    Актуальность

    Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

    Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

    Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

    Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестной. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.

    Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь: ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребенок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире. Закладывается фундамент общего умственного развития ребенка, с восприятием предметов начинается познание. Все другие формы познания запоминание, воображение, мышление, строятся на основе образцов восприятия, являются результатом их переработки.

    Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.

    В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.

    Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.

    Цель и задачи

    Цель проекта: Развитие творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.

    Задачи:

    ·         Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе

    Продолжать формировать знания и представления детей о временах года; об сезонных изменениях в природе.

    Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.

    Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности.

    Обогащать словарный запас детей.

    ·         Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения).

    Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.

    Развивать мелкую моторику рук в ходе реализации творческих замыслов.

    Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу.

    ·         Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.

    Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.

    Воспитывать гуманное, бережное отношение к окружающему миру.

    Этапы  проекта

    I этап – подготовительный.

    ·       Обсуждение цели, задачи с детьми.

    ·       Создание необходимых условий для реализации проекта.

    ·       Перспективное планирование проекта.

    II этап – основной.

    ·        Реализация проекта путем решения поставленных задач

    III этап – заключительный.

    ·       Оформление результата проекта.

    ·        оформление фотовыставки «Не боимся мы мороза» по результатам проекта.

     Реализация проекта.

    Социализация

    Д/и «Когда это бывает?», «Зима - лето»,  «Загадки-отгадки»

    Познание

    Наблюдение за состоянием погоды. Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий). Опыты со снегом и льдом. Наблюдение за явлениями природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель).

    Коммуникация развитие речи

    Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей. Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме, снеге. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.

    Чтение художественной литературы

    Произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…», «Полно, беленький снежочек…», «Снегурочка» (р.н.с.), «Морозко» (р.н.с.)

    Поэзия: А.Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Вот, север, тучи нагоняя…»; К.Бальмонт «Снежинка»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»;

    Проза: В.Бианки «Книга зимы», «Кто чем пишет? Кто как читает?»; Г.Скребицкий «Зима»; Л.Воронкова «Снег идет», В.Одоевский «Мороз Иванович».

    Безопасность

    Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…»,

    «Снег может быть опасным»(нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие  снеговые козырьки; нельзя брать снег в рот, т.к. может заболеть горло).

    Художественно- эстетическая деятельность

     Проведение новогоднего утренника

    Танец «Снежинки»;

    драматизация сказки«Заячья избушка»;

     Слушание песни «Метелица»

     Физкультурно - оздоровительная деятельность

    Подвижные игры «Мороз - красный нос»,

    «Снежинки и ветер», «Снежки»

    Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту».

    Дыхательная гимнастика «Снежинки летят»

    Ходьба по снежному валу. Игра в снежки. Катание на санках.

    Спортивный праздник «Снежная карусель»

    Развивающая среда

    Сюжетные картины на зимнюю тематику. Альбом для рассматривания «Времена года» 

    Продуктивная деятельность

    Работы по рисованию на темы «Деревья в снегу»,

    «Снежный лес», «Снежинки»

    Постройки из снега «Горка», «Тоннель».

    Лепка из пластилина на тему « Снегурочка»

    Вырезывание снежинок из бумаги

    Труд

    Очистка дорожек, скамеек от снега.

    Вынос снега с территории на носилках

    Работа с родителями

    Выставка детских рисунков на тему «Зимушка - зима».

    Консультации: «Как сделать прогулку зимой интересной».

    Оформление фотовыставки «Не боимся мы мороза».


     Ожидаемые результаты.

    ·       Расширение  словарного запаса.

    ·       Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности,  творческих способностей, познавательной активности.

    ·       Активное участие воспитанников  в проведении опытов и исследований.

    ·       Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

     Опыты со снегом.

    1.      Что такое снег?

    Занести снег в комнату и дождаться когда он растает.

    Вывод: снег – это замерзшая вода.

    2.      Сходства и различия льда и снега.

    Сходства: оба холодные, тают в тепле, превращаясь в воду.

    Различия: снег рыхлый, сыпется, лед твердый; снег падает из тучи, лед образуется при замерзании водоемов.

    Вывод: вода может иметь различный вид

    3.      Почему снег сильно ск где зима)рипит в мороз?

    Снег состоит из снежинок с лучиками, при обламывании происходит скрип. Вывод: в мороз звуки слышны лучше.

    4.      Могут ли на льду, как и на снегу, остаться следы?

    Снег мягкий, рыхлый, набивается в узор подошвы и принимает его форму. Лед твердый, поэтому на нем следы не остаются.

    Вывод: на льду след остаться не может.

    5.      Почему медведь не замерзает в берлоге, ведь снег холодный?

    Поместим три баночки с водой в большой сугроб: одну в нижнюю его часть, вторую в середину, и третью в верхнюю часть, припорошив снегом. Через 2-3 часа достанем баночки. В верхней баночке – лед, в средней – наполовину лед и вода, в нижней – вода не замерзла.

    Вывод: под снегом тепло, снег играет роль шубы.

    6.      Что такое снег, как он получается?

    Существует круговорот воды в природе. Вода испаряется, скапливается в облака, облака все время двигаются, а когда воды в облаках становится очень много, она выливается дождем (там, где тепло) или выпадает снегом (там, где зима).

    Вывод: вода – замерзший дождь, образуется в облаках при испарении воды из водоемов. Этот процесс называется круговорот воды в природе.




    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz