Воскресенье, 05.05.2024, 16:17 Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нововосточный детский сад "Светлячок" | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
"Снег - снежок" познавательно-исследовательский проект, Борзенкова Елена Ивановна, воспитатель"Снег - снежок" - познавательно-исследовательский проект, Борзенкова Елена Ивановна, воспитатель старшей - подготовительной группы.Паспорт проекта
Образовательная область: Познание Тип проекта:
познавательно-исследовательский. По характеру контактов: В реализации проекта принимают участие дети старшей и
подготовительной группы «Почемучки», воспитатели группы. По количеству участников: групповой,
фронтальный. По продолжительности: краткосрочный Актуальность Результаты современных
психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер,
Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И.
Савенков, Г.И. Щукина и др.) показывают, что возможности умственного развития
детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так,
оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные
свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам
обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется
детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе
деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной
деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством
проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно
овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. Экспериментальная работа вызывает у
ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции
(анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную
активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного
материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических
знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п. Словесно-логическое
мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные
и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый
ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить
полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и
сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого
себя. Не секрет,
что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда
новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать,
самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как
важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность –
естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать,
открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Познание
мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка
своей новизной, желанием познать неизвестной. Предметы, окружающие малышей,
являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира. Ребенок,
который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и
неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь:
ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные
понятия и обобщающие слова. Ребенок воспринимает мир с его сложностями,
формируется представление об окружающем мире. Закладывается фундамент общего
умственного развития ребенка, с восприятием предметов начинается познание. Все
другие формы познания запоминание, воображение, мышление, строятся на основе образцов
восприятия, являются результатом их переработки. Ценность реального
эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно
обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или
явления действительности; развиваются способности ребенка к определению
проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается
субъективно-новый продукт. Экспериментирование как специально-организованная
деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного
возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Для обозначения
подобной формы деятельности применительно к детям используется понятие «детское
экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным
механизмом творчества ребенка. В
дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях
и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и
проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения
правил и законов в формализованном виде. Эксперимент в детском саду позволяет
знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными
способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении
эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят
за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах
деятельности, и создают новый продукт.
Таким образом,
ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и
законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем,
поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое
влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс
поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки
формирования у него новых практических и умственных действий. Цель и задачи Цель
проекта: Развитие творческой и познавательной активности дошкольников в процессе
исследовательской деятельности. Задачи: ·
Формировать представления детей о явлениях и объектах
окружающего мира, об их взаимосвязи в природе Продолжать
формировать знания и представления детей о временах года; об сезонных
изменениях в природе. Учить детей
приобретать новую информацию через экспериментирование. Формировать
умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного
опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности. Обогащать
словарный запас детей. ·
Развивать познавательные процессы (память, внимание,
воображения). Развивать
умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания. Развивать
мелкую моторику рук в ходе реализации творческих замыслов. Развивать
трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и
ответственность за выполняемую работу. ·
Воспитывать активность, желание участвовать в процессе
всей реализации проекта. Воспитывать
интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
Воспитывать
гуманное, бережное отношение к окружающему миру. Этапы проекта I этап
– подготовительный. ·
Обсуждение цели, задачи с детьми. ·
Создание необходимых условий для
реализации проекта. ·
Перспективное планирование проекта. II этап – основной. ·
Реализация проекта путем решения поставленных
задач III
этап – заключительный. ·
Оформление результата проекта.
·
оформление фотовыставки «Не боимся мы мороза» по
результатам проекта. Реализация проекта.
Ожидаемые результаты. ·
Расширение словарного запаса. ·
Развитие у детей интереса к
исследовательской деятельности, творческих
способностей, познавательной активности. ·
Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.
· Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод. Опыты со снегом. 1. Что такое снег? Занести снег в комнату и дождаться когда он растает. Вывод: снег – это замерзшая вода. 2. Сходства и различия льда и снега. Сходства: оба холодные, тают в тепле, превращаясь в воду. Различия: снег рыхлый, сыпется, лед твердый; снег падает из тучи, лед образуется при замерзании водоемов. Вывод: вода может иметь различный вид 3. Почему снег сильно ск где зима)рипит в мороз? Снег состоит из снежинок с лучиками, при обламывании происходит скрип. Вывод: в мороз звуки слышны лучше. 4. Могут ли на льду, как и на снегу, остаться следы? Снег мягкий, рыхлый, набивается в узор подошвы и принимает его форму. Лед твердый, поэтому на нем следы не остаются. Вывод: на льду след остаться не может. 5. Почему медведь не замерзает в берлоге, ведь снег холодный? Поместим три баночки с водой в большой сугроб: одну в нижнюю его часть, вторую в середину, и третью в верхнюю часть, припорошив снегом. Через 2-3 часа достанем баночки. В верхней баночке – лед, в средней – наполовину лед и вода, в нижней – вода не замерзла. Вывод: под снегом тепло, снег играет роль шубы. 6. Что такое снег, как он получается? Существует круговорот воды в природе. Вода испаряется, скапливается в облака, облака все время двигаются, а когда воды в облаках становится очень много, она выливается дождем (там, где тепло) или выпадает снегом (там, где зима). Вывод: вода – замерзший дождь, образуется в облаках при испарении воды из водоемов. Этот процесс называется круговорот воды в природе. |